ОЛЕГ ТИНЬКОВ И ВЛАДИМИР ДОВГАНЬ: "ЦВЕТНОЙ ВЗГЛЯД" НОЭТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

В последние годы проблематика бизнеса претерпела большие изменения и очень усложнилась. Такие перемены требуют новых системных подходов, которые помогают решать проблемы с более высокого уровня, чем тот, где находится сама проблема.

На наш взгляд, таким новым, интегративным системным подходом является модель Ноэтиче-ской Динамики, использующая более высокий уровень организации сознания, чем уже известные и работающие в бизнес-консультировании, но не противоречащая им, а включающая в себя пре-дыдущие модели, в частности, коучинг.

Термин «ноэтик» означает «интуитивное сознание». Модель Ноэтической Динамики создана Ла-бораторией «Умных психотехнологий» (США, Калифорния) в результате взаимодействия с рядом научных институтов США.

Ноэтическая Динамика синтезирует несколько научных дисциплин и теорий по принципу систем-ного подхода и разрабатывает эффективные методы гармоничного развития и биопсихосоциаль-ной интеграции человека.

Ноэтическая динамика отражает взаимодействие между окружающей средой, социумом, культу-рой и самим человеком, его нейробиологической системой (мозгом, памятью) и его внутренним миром (его Я и сознанием).

Интегративный подход Ноэтической Динамики позволяет ответить на следующие вопросы:

  • КАК люди думают о вещах?
  • ПОЧЕМУ они принимают определенные решения?
  • ПОЧЕМУ откликаются на определенные мотиваторы?
  • ПОЧЕМУ выбирают то, что выбирают?
  • ПОЧЕМУ возникают определенные ценности и как они распространяются?
  • КАК организованы взаимоотношения человека и общества?

Ноэтическая Динамика, наряду с другими дисциплинами, включает в себя:

Модель Самоидентификации Сознания (SIM), разработанную в результате взаимодействия с А.Янгом (1), создателем Теории Процесса, Т. Мак-Кенной (2), исследователем эволюции созна-ния, Р. Бендлером, создателем НЛП, и др.
Эта модель раскрывает механизм развития человеческого Я (Self), появления новых Самоиденти-фикаций, которые координируют динамику внешних и внутренних процессов человека, создают устойчивость в изменяющихся условиях человеческого существования. При смене Самоиденти-фикаций происходит переход на другой уровень психологического существования с новым типом поведения и иными ценностями, иным режимом работы мозга и нервной системы. Новый уровень психологического существования дает человеку соответствующие ресурсы и возможности.

Спиральные Динамики (Spiral Dynamics).
Это развитие Теории Уровней Существования д-ра К. Грейвза, проделанное Д. Беком и К. Кова-ном (3, 4). Грейвз утверждал, что человек — это открытая развивающаяся система, и в ответ на из-менившиеся условия жизни люди меняют уровень психологического существования.
Человеческая природа, согласно теории К. Грейвза, поступательно развивается от одного сба-лансированного состояния к другому. Эти состояния называются спиральными уровнями, при том что каждый последующий уровень добавляет к предыдущему новые элементы. Каждый предыду-щий, в свою очередь, является основой для последующего.
Каждый такой уровень существования определяет определенный способ восприятия мира. Отсюда — особенности в процессе принятия решений, идеи и способы приспособления к реальности. Мо-дель не имеет никакого отношения к оценочным суждениям и сравнениям одного уровня с другим по типу «лучше-хуже». Она просто определяет, какая система мышления преобладает.

Согласно Теории Спиральных Динамик, существует 8 уровней существования: 6 уровней потреб-ностей и 2 бытийных.

Для простоты были введены цветовые коды, описывающие каждый спиральный уровень.

Уровни потребностей: БЕЖЕВЫЙ: связан с выживанием, природными и биологическими потребностями; ценности выживания диктуют состояние бытия. На этом уровне живут маленькие дети, бомжи, старики. Это первобытно-общинный строй. ПУПУРНЫЙ: потребность в безопасности от пугающего и таинственного мира, полного мис-тических сил и духов, которым нужно поклоняться и угождать или усмирять, приверженность ро-ду, племени, анимистическое мышление, вера в магическое влияние на событие, которая усилива-ется, когда усиливается чувство незащищенности (в периоды революций, потрясений). КРАСНЫЙ: утверждение индивидуальной силы; ценности власти, захвата, удовлетворение сво-их желаний любой ценой. Право сильного. СИНИЙ: ценности авторитета, иерархии, дисциплины, стабильности; поиск смыслов, появление понятий добра и зла, морали, религии, государства. Поиск порядка и смысла жизни. ОРАНЖЕВЫЙ: соревновательность, успех, мир, полный ресурсов и возможностей сделать все лучше и достичь процветания, личная независимость, соревновательность, позитивизм. Человек сам ставит себе высокие задачи «быть самым лучшим». Главное — успех. Капитализм, свобода предпринимательства. ЗЕЛЕНЫЙ: пробуждение социально-ориентированного Я, окружение, в котором человечество может найти любовь и исполнить свои цели взаимодействуя и делясь, поиск внутренней гармонии, союз ради взаимного развития, осознание собственной уникальности. Принцип эгалитаризма.

Уровни бытия: ЖЕЛТЫЙ: стратегическое мышление, неопределенность — приемлемое состояние бытия, инте-грализм, восстановление человеческой ценности в мире хаоса и отсутствие страха хаоса. БИРЮЗОВЫЙ: холистическое мышление, внутренняя гармония, когда все уровни существова-ния одновременны и равнозначны. КОРАЛЛОВЫЙ — идея саморазвития как отдельная ценность. Ноэтический уровень. Движение ин-туитивного сознания в самых разных формах. Модель Спиральных Динамик успешно применялась более чем в 500 компаниях, в спортивных командах, а также для урегулирования геополитических кризисов (в частности, в Южной Африке при решении проблем, возникших в стране после апартеида; при разработке модели развития Сингапура). Миметика (Memetics) Наука, изучающая мимы (memes) — информационные единицы, подобные живым микроорганиз-мам (вирусам), которые переходят от человека к человеку, «заражая» их. Мимами являются зара-жающие людей идеи, образы, формы поведения, религиозные убеждения, мода и т.д. Мимы опре-деляют восприятие, представления и действия людей.

Как работает Ноэтическая динамика в бизнес-консультировании?

С помощью модели Самоидентификации Сознания можно эффективно выявлять Самоиденти-фикации системы: человека, организации, города, государства и т.д. и их взаимоотношения (кон-фликт Самоидентификаций), а также регулировать эти взаимоотношения и гармонизировать их так, чтобы вектор развития системы был прогрессивным.

Используя Теорию Спиральных Динамик, можно определить, на каком уровне спирали (комплек-се реальных условий) самоидентифицирована система, и как отражены ценностные условия всех остальных спиральных уровней в основной Самоидентификации. Т.е., можно, например, опреде-лить, как думает человек, почему он так думает, как он интерпретирует реальность, почему при-нимает определенные решения и выбирает определенные ценности, а также спрогнозировать его выборы и поведение в определенных ситуациях. Помимо внутреннего диссонанса различных Са-моидентификаций в человеке (этим вопросом занимается психотерапия), могут возникнуть также проблемы, связанные с внешними обстоятельствами: если внешние условия находятся на другом спиральном уровне по сравнению с внутренней системой ценностей человека, с его основной Са-моидентификацией.

Рассмотрим модель Ноэтической динамики на примере двух бизнесменов — О. Тинькова и В. Довганя. С помощью модели можно проанализировать уровни психологического су-ществования обоих в разрезе их деятельности в бизнесе, и увидеть, что помогает и что меша-ет им в этой деятельности и в достижении своих целей.

Олег Тиньков родился в крохотном шахтерском городке в Сибири. Его отец работал на шахте, се-мья жила в бараке. Во времена тотального дефицита Тиньков мечтал осуществить такие мальчи-шеские желания, как приобретение джинсов и итальянского велосипеда. Тогда, в детстве, возник-ла мечта стать богатым. Это Самоидентификация на красном уровне — уровне чувств — как протест против окружающего убожества.
«… богатым я стал ощущать себя еще когда учился в Горном институте в Ленинграде. Когда на втором курсе иностранцам икру продавал у гостиницы „Прибалтийская“. Уже тогда я мог позво-лить себе пойти с моей девушкой в бар, в кооперативный ресторан…» — из интервью с О. Тинько-вым .
Ему помогала целеустремленность, мим успеха, самоидентификация «Я богатый» возникла еще в юности, это, с точки зрения спиральных уровней — оранжевый.
Эта мечта привела его к созданию бизнеса: он начал с того, что «челночил» между СПб и Синга-пуром, привозил бытовую электронику, а затем в 1992 г. создал компанию «Петросиб».
Идея бизнеса выражалась следующим образом: «Найти рынок, с моей точки зрения, выгодный и растущий. Найти там интересное применение своим средствам. Собрать лучшую в этой индустрии команду и попытаться сделать в этой индустрии что-то немножко по-другому. Попробовать сло-мать существующие на этом рынке стереотипы, встряхнуть его по-хорошему. Естественно, следуя основным правилам работы в индустрии. Тем самым быть ярче других и получить добавленную стоимость. И, в конце концов, получить хорошую компанию на этом рынке» — это ценности оран-жевого уровня, которые помогают создавать Тинькову «оранжевый» же бизнес.
Т.к. оранжевый уровень существует в таких странах, как США, страны Западной Европы, то именно оттуда Тиньков приглашает специалистов и начинает заниматься отстройкой брэндов. А какой может быть брэнд в торговле? Сеть магазинов. Сеть с фирменным названием дает больше возможностей для раскрутки, ее легче рекламировать. Магазины у «Петросиба» были, оставалось дать им имя — появились «Техно-Шок» и «Мьюзик-Шок».
Отстройкой брэнда Олег Тиньков занимался сам, начитавшись иностранных книг по маркетингу — благо английским языком владел. Кроме того, предприниматель пригласил на работу двух амери-канцев. Они и консультировали нового русского предпринимателя по сложным вопросам продви-жения фирмы на рынке. «С 1994 года я и сам стал частенько наведываться в США, — говорит Тинь-ков. — Люблю бывать там и черпать идеи для бизнеса» .
«Петросиб» открыл представительство в Сан-Франциско и стал эксклюзивным дилером двух аме-риканских компаний. «Техно-Шок», «Мьюзик-Шок» и «Шок-рекордс» быстро развивались, раскручивая друг друга. Через 5 лет в компаниях Тинькова работали более 300 человек. «Петросибовская» сеть насчитывала де-вять магазинов.
В 1997 г. Тиньков продал сеть магазинов за 7 млн. долл. Он говорит, что «стало скучно, захоте-лось продвигать что-то новое». Принцип Тинькова — бизнес должен приносить удовольствие и деньги. Это отличное сочетание красного уровня (удовольствие) и прагматизма оранжевого уров-ня. Тиньков начал раскручивать новый брэнд — «Дарья», продукты быстрого приготовления. Это был первый брэнд на рынке замороженных полуфабрикатов.
Из интервью: «Я всегда на начальном этапе ощущаю себя инвестиционным банкиром. Правда, по-том про это забываю и становлюсь пивоваром, пельменеделателем, торговцем магазинов электро-ники… Я вовлекаюсь в процесс — всем сердцем, всеми эмоциями я там, работаю с утра до ночи. Я только там, больше ничем другим не занимаюсь. Я ничего не строю на продажу. Но, как только увижу справедливую цену, тут же выхожу из бизнеса, потому что нормально фиксирую прибыль. Мне скучно заниматься day-to-day операциями очень долго. Думаю, что больше 3-4 лет я не могу делать одно и то же» . Видно, как здесь работают ценности красного уровня — вовлеченность в процесс всеми эмоциями, которая помогает добиться успеха, оранжевый прагматизм — ценность бизнеса с точки зрения про-дажи, и здесь очень силен мим новизны, жажды нового — это зеленый уровень.
В 1998 г. О casino in canada. Тиньков начинает новый проект — пивоваренный бизнес в сочетании с сетью пивных ресторанов, который он «подсмотрел» в Штатах.
Он использовал для «раскрутки» несколько мимов:
Мим рода (пурпурный уровень): Тиньковы — дворянский род, с историей, корнями, и именно О. Тиньков нашел (!) в семейном архиве пожелтевший рецепт пива от основателя рода Тиньковых — Порфирия Васильевича. Во времена Петра I у того была своя пивоварня. Пиво поставлялось в том числе и ко двору.
Отличное использование мима традиций, качества, преемственности и т.д. ! Четкая адресность брэнда «Тинькофф»: С сайта компании :»Тинькофф — молодая команда дерзких профессионалов, нацеленных на успех и исповедующих новую философию бизнеса .
Из интервью: «Целевая аудитория — люди, ориентированные на свободу и западные ценности. Рас-крепощенные, незакомпексованные. «Тинькофф» — это продукт для тех, кто разделяет все ценно-сти мировой цивилизации. Он должен быть убедительным для интеллектуальных людей… нам нужно убедить умного человека. Попробуй докажи что-то умным, продвинутым, современным людям. Тем, кто видит мир, потому что у них есть возможность и желание ездить. Они любопыт-ные, неравнодушные, очень энергичные люди«. Во-первых, мы продаем самое качественное в России пиво. Во-вторых — некий образ, некий имидж и некую эмоцию вокруг этого. То есть каче-ственное пиво плюс эмоцию. Моя задача — сделать так, чтобы к продукту относились, как к некой эмоциональной субстанции. Могу даже богохульски это проиллюстрировать. Я хочу, чтобы люди приходили в мои рестораны, как в храмы, и причащались. Причащались этим символом свободы, символом свободомыслия, символом вкуса и т.д.» .
В позиционировании брэнда также использованы «оранжевые ценности»: нацеленность на успех, новая философия бизнеса (западные ценности), использован мим уникальности (продукт для ин-теллектуальных, умных, символ вкуса, определенного образа жизни. Ты потребляешь этот про-дукт — значит, ты принадлежишь к определенному слою общества — ты успешен; используется мим исключительности.
Также использован и мим приятности — в ресторанах проводятся концерты, гастроли западных му-зыкантов, вечеринки, перфомансы, т.е. в этой среде приятно провести время с близкими тебе по духу людьми.
Здесь же существуют и красные ценности — «ты не идешь на поводу у стереотипов, пошлых поня-тий, навязанных советским прошлым» — и эти красные эмоции конфликтуют с синими ценностями прошлого, ценностями старого порядка.
Тиньков использовал в названии брэнда свою фамилию: «Есть три составляющие решения назвать пиво своей фамилией: эгоцентризм как жажда личной славы, ответственность и копирование ци-вилизованных подходов.» Здесь также четко прослеживаются ценности красного уровня (эгоцен-тризм, жажда славы), синего (фамилия- гарантия качества), и оранжевого (использование запад-ных подходов), и эти ценности разных спиральных уровней гармонично сочетаются.
В рекламе брэнда Тиньков также использует сильные мимы — секс, например, что само по себе провокационно в рекламе пива, и чего до него никто не делал. Проводимые рекламные кампании ломали привычные стереотипы, например, рекламируя свою продукцию (пельмени) в глянцевых женских журналах. Такие «шокирующие» мимы очень эффективно «работают».
У О. Тинькова существуют такие синие ценности, как самодисциплина, трудолюбие, которые, ко-нечно, помогают ему в развитии и поддержке его оранжевой Самоидентификации, он православ-ный, жертвует средства на строительство храмов, и это тоже укрепляет его позиции в «синих» слоях общества.
«Я действительно очень хочу, чтобы изменилась культура потребления пива в России. Нельзя пить пиво полуторалитровыми бутылками! Нельзя пить пиво на улицах! …Алкоголь должен быть удовольствием, а не средством отключки. Поэтому культуру пива, как и вина, нужно прививать. Чем я и занимаюсь, и получаю от этого огромное удовольствие» .Синие ценности самого Тинько-ва здесь также работают на его бизнес, на развитие сети пивных ресторанов и баров.
На сегодняшний день Тиньков продал свой пивной бизнес за 201 млн. долл., оставив себе только сеть ресторанов и баров. Он очень четко уловил тенденции современного рынка, когда мелкие компании поглощаются крупными, и с оранжевым рационализмом ушел с него. К тому же, законы о рекламе, и запрете потребления пива на улицах, принятые Госдумой, сильно ударил по компа-нии. Казалось, возникает конфликт со стороны «синего» государства с оранжевым бизнесом. Но эта проблема тоже используется как ресурс: компания начинает развивать сеть недорогих пивных баров.
Сейчас у Тинькова «пауза». У него чувствуется некая усталость: «В потребительские рынки точно не хочу. Потребитель меня достал, его убедить трудно. И я считаю, что уже поздно, все рынки за-хвачены. Я, как никто другой, знаю, как работать с потребителем и какой он неблагодарный. Мы делали едва ли не самое дорогое пиво. Его себестоимость выше, чем себестоимость мейнст-римового пива на полке. А потребителя не убедить, он думает: „Да ну, нас все обманывают!“ По-требитель недоверчивый, пока еще не хочет платить деньги за качество. Устал я от наших потре-бителей» . Таким образом, в настоящий момент у Тинькова происходит смена Самоидентифика-ции.
Но у него есть мечта — стать миллиардером, осваивать новые рынки: может быть, банковский биз-нес, строительство. «Я люблю и умею создавать вещи, а не тупо их сохранять» — таков Олег Тинь-ков, человек, создающий новые брэнды, а в категориях Ноэтической Динамики — человек с силь-ной оранжевой Самоидентификацией, которая его так успешно ведет и помогает черпать новые идеи в проблемах, превращать их в ресурсы, увеличивая свой потенциал.

Владимир Довгань — родился в небольшом поселке Амурской области в семье машиниста-железнодорожника. С детства он отличался рассудительностью, серьезностью поступков и удиви-тельно огромной жизненной энергией — т.е. обладал сильной самоидентификацией на красном уровне. В силу этого он протестовал против «синей» школьной системы с ее ценностями порядка и начал рано заниматься спортом, который и мог «спасти» его от школы, как признавался сам Довгань в одном из интервью.
Спорт научил Довганя ставить цели, трудиться и добиваться, а также позитивно относиться к сво-им неудачам, видя в них зерна будущего успеха. Так формировалась самоидентификация оранже-вого уровня, со свойственными ему ценностями успеха и позитивного мышления.
Довгань неоднократно подчеркивал, что его цель «быть самым богатым»; цели Тинькова и Довга-ня совпадают, каковы же способы реализации этой цели у Владимира Довганя?
Отслужив в армии, Довгань учится в институте, создает секции по восточным единоборствам, ра-ботает на заводе. В начале 90-х начинает заниматься бизнесом, создает в Тольятти кооператив по производству оборудования для чипсов, которому в то время не было аналогов. Быстро развора-чивает его производство и организует сбыт.
Довгань — «отец» русского франчайзинга, автор книги «Франчайзинг-путь к расширению бизне-са». Он организует предприятия «Дока-пицца» (оборудование для производства пиццы на услови-ях франчайзинга) и «Дока-хлеб» (по производству оборудования для мини-пекарен). В 1995 г. компании обанкротились, причем с громким скандалом, связанным с выпуском ценных бумаг «Дока-хлеб». Довгань утверждает, что ему «нечего стыдиться и скрывать — деньги акционеров до последнего рубля пошли в дело». Тем не менее, в глазах многих он стал человеком, с которым стоит быть настороже.
«Оранжевые» ценности Довганя помогли ему не пасть духом, и Довгань перебрался в Москву.
Здесь он задумал реализовать свою программу «Довгань — Защищенное качество». Ее суть — выпус-кать под единой торговой маркой высококачественные продукты и напитки. Особый упор был сделан на водку, новый брэнд был успешно раскручен. Но по мере развития Довгань решил под-мять весь бизнес под себя. Один из его бывших соратников говорит, что «Владимир — самодержец в бизнесе». Сам Довгань говорит, что бизнес- это сражение. В результате — конфликт соучредите-лей, деление компании, долги. Из этого примера видно, что сильное персональное проявление красной Самоидентификации Довганя, для которой важны такие ценности, как власть\ владение, борьба, конфликтует с оранжевым уровнем бизнеса, мешает ему гармонично и планомерно разви-вать бизнес, как это делает Тиньков.
Затем Довгань вновь организовывал компании, занимался партийным строительством, используя свое желание славы, идею «избранности» русского народа — т.е. ценности красного и синего уров-ней, что вновь не принесло успеха, т.к. это ценности более «низких» (в плане ресурсности) уров-ней, и они ослабляют оранжевую Самоидентификацию, буквально отнимая у нее ресурсы.
Затем у Довганя происходит смена самоидентификации, и «человек-водка» начинает заниматься обучением успеху — он создает свои программы по методикам развития личности (Мастер-класс «Триумф» и «Бэстинг»), а также основал компанию Vladimir DOVGAN«и EDELSTAR, которые продают БАДы, эликсиры, лазерные диски со «звукотерапевтической» информацией, астрологи-ческие карты. То есть кажется, что оранжевая Самоидентификация начинает усиливаться и вы-страивать новый «оранжевый» бизнес, т.к. ценности здорового образа жизни — это ценности оран-жевого уровня, которые, как говорилось выше, и помогают достичь успеха.
Как это вновь делает Довгань? Компания EDELSTAR построена по принципу многоуровневого маркетинга, который изрядно скомпрометировал себя в нашей стране, и такой отрицательный мим негативно влияет на развитие. К тому же, отношение к БАДам в медицинских кругах (и не толь-ко) вполне однозначное — это больше инструмент бизнеса, чем здоровья. А что касается дисков с записями, то для их рекламы используется заведомо недобросовестная информация о воздействии «уникальных звуковых рядов и ритмов, в том числе в неслышимом диапазоне», что просто невоз-можно на аудионосителях. Т.е. для раскрутки брэнда используются неудачные мимы.
Довгань сам заработал миллионы и наверняка может научить этому других, но использование «в одном флаконе» мимов оранжевого уровня (успех, саморазвитие) и, например, пурпурного (про-дажа астрологических карт) размывает адресность послания, т.к. неясно, на какую группу оно рас-считано. Вероятно, это смешение различных спиральных уровней связано с неопределенностью самоидентификации самого Довганя, у которого смешаны ценности красного, синего и оранже-вых уровней и соединены между собой негармонично, конфликтно.
Из этого краткого «динамического анализа» видно, что у Довганя развиты оранжевые ценности, мешает же гармоничному, стабильному развитию его сильно развитая идентификация красного уровня, конфликтующая с «оранжевой», и он выбирает действовать «красными» методами. Такой конфликт самоидентификаций мешает стабильному развитию его «оранжевой» Самоидентифика-ции более высокого уровня и делает его путь в бизнесе непростым и неровным.
Один из принципов Владимира Довганя гласит: «Каждая команда обязательно выстраивается под руководителя. Каждое звено, каждая бригада, каждая фирма или банк являются продолжением ка-ких-то духовных или душевных качеств стоящего на самом верху человека». Приведенный выше анализ полностью подтверждает этот тезис.

На примерах О. Тинькова и В. Довганя можно увидеть, что понимание модели Ноэтической дина-мики дает возможность человеку бизнеса становится более осознанным и адаптивным, он сможет адекватно оценивать соответствие своих «спиральных» уровней и уровней компании, и разре-шать конфликт разных спиральных уровней.

Для создания новой Самоидентификации на соответствующем спиральном уровне, желательном для человека, компании, города и т.д. в Лаборатории «Умных психотехнологий» разработаны ме-тодики, помогающие интегрироваться на соответствующем спиральном уровне.

Таким образом, бизнес-консультирование в модели Ноэтической Динамики представляется нам наиболее системным и интегративным подходом, не отрицающим уже существующие, а вклю-чающим их. Это новый уровень подхода к проблеме, включающий в себя всю полноту взаимоот-ношений между человеком (его нейробиологической системой, сознанием, внутренним миром), социумом и культурой, окружающей средой.